В марте вступили в силу поправки к закону об ОСАГО, которые ставят под сомнение получение скидки за безаварийную езду: депутаты привязали тариф к страховой истории и водителя, и автомобиля. Проанализировав ценообразование по ОСАГО в Евросоюзе на примере Великобритании, Германии, Литвы и Франции, выяснилось, что столь недружелюбной к клиенту системы тарифов, как в России, нет нигде.
Ведомости,
26 марта 2007 г.
Драконовский тариф 3741 просмотр
Российская система "бонус-малус" - самая жесткая в Европе
В марте вступили в силу поправки к закону об ОСАГО, которые ставят под сомнение получение скидки за безаварийную езду: депутаты привязали тариф к страховой истории и водителя, и автомобиля. Проанализировав ценообразование по ОСАГО в Европейском союзе на примере Великобритании, Германии, Литвы и Франции, "Ведомости" выяснили, что столь недружелюбной к клиенту системы тарифов, как в России, нет нигде. Базовая цель обязательного страхования автогражданской ответственности в Евросоюзе - полностью покрыть ущерб невинно пострадавших в результате ДТП. Поэтому лимит страхового возмещения по ОСАГО по ущербу имуществу в Италии составляет 774 685 евро, в Германии - 511 292 евро, в Великобритании и Франции - 250 000 фунтов и 460 000 евро соответственно; выплаты по ущербу здоровью в Германии могут достигать 2,55 млн евро на человека, а в Великобритании и Франции не ограничены вообще. Естественно, не забыты и интересы страховщиков. В Великобритании, например, полисы ОСАГО отдельно не продаются - только в сочетании с каско. Но приоритет - интересам страхователей. Поэтому в Италии, в частности, страховщики не имеют права устанавливать запретительные тарифы по убыточным регионам и категориям автомобилей - за это их могут лишить лицензии. С 2002 г. в государствах Европейского союза введена свобода тарифообразования по ОСАГО, рассказал "Ведомостям" профессор Университета Пенсильвании Жан Лемер, один из крупнейших исследователей систем "бонус-малус" в европейском автомобильном страховании. В результате страховщики ЕС могут использовать произвольные тарифные факторы, когда продают клиентам страховку, а также устанавливать любой коэффициент "бонус-малус" (КБМ) на свое усмотрение, добавляет Лемер. Но Франции и Люксембургу удалось через суд отстоять свое право на сохранение прежних, регламентированных тарифных систем.
Великобритания Самая либеральная система КБМ в Европе действует в Британии: страховщики здесь всегда были свободны в выборе и тарифных факторов, и применения системы "бонус-малус", говорит страховой консультант Томас Мэнсон, бывший гендиректор британской компании Milestone, занимающейся автострахованием. Британское тарифообразование в ОСАГО привязано к автомобилю, и многие компании при расчете стоимости страховки учитывают тип транспортного средства, его модель, год выпуска, мощность двигателя и др. Некоторые британские компании уверяют, что не штрафуют за аварийную езду, а предоставляют только скидки за безаварийность. Если же за страховой период случались аварии, водитель переходит в тот класс, в котором страховка обходится в 100% базовой цены, рассказывает начальник актуарно-аналитического отдела Российского союза автостраховщиков (РСА) Алексей Карпицкий, изучавший британский опыт ОСАГО. Впрочем, Мэнсон за время работы в Британии с такими случаями не сталкивался. "Это всего лишь маркетинговые ходы отдельных компаний", - уверяет он. Но некоторые автостраховщики для повышения лояльности клиентов предлагают им "защищенную скидку", продолжает Мэнсон. Она работает так: если на протяжении пяти лет у водителя не было страховых случаев, то за первую или даже вторую аварию компания не наказывает, и страхователь получает свой бонус, как будто ДТП с его участием и не было, и переходит в следующий класс. Так как британское ОСАГО привязано к автомобилю, состоятельным людям, имеющим в собственности не одну машину, надо покупать полис на каждое авто.
Германия До 1994 г. в Германии были установлены тарифные ограничения, но сейчас местные страховые компании, как во всей Европе, свободно устанавливают тарифные ставки. В Германии строго соблюдается принцип недискриминации клиента: страховщик не имеет права отказать в приобретении страховки или завысить цену полиса человеку с отличным, например, от большинства граждан страны цветом кожи. В расчете тарифных ставок в Германии важнейшую роль играет профобъединение - Германский страховой союз (ГСС). Он собирает и обрабатывает статистику, на основании которой дает своим членам рекомендации по тарифам и применению КБМ. Страховщики не обязаны следовать этим рекомендациям, но они их соблюдают, уверяет Волкер Хенке, директор управления международных отношений ГСС. В Германии существует несколько первичных факторов, используемых при расчете стоимости полиса для автолюбителей: тип автомобиля, регион регистрации, пробег, род занятий владельца. Система КБМ в Германии насчитывает 29 классов. В максимальный класс, в котором страховка обойдется клиенту в 230% от базовой стоимости полиса, попадают те, кто только что получил права и не имеет опыта езды за рулем. При этом следует помнить, что это всего лишь рекомендация ГСС, а не обязательное условие для всех страховщиков, напоминает Хенке. Если у человека есть права, но он давно не садился за руль, за страховку он заплатит 140% ее базовой цены. Безаварийные водители получают скидку. КБМ в Германии привязан к конкретному клиенту и его страховому контракту. Поэтому, если, например, в семье несколько автомобилей, то муж, садясь за руль машины жены, не испортит ее страховую историю, попав в аварию на ее автомобиле. Кстати, страховая история в Германии сохраняется и при смене автомобиля.
Франция В расчет французской базовой ставки заложены несколько обязательных факторов: тип автомобиля, регион его использования и цель эксплуатации. Остальные - семейное положение и возраст автовладельца, пробег автомобиля и место регистрации - не так важны, и страховщики сами вправе решать, какие из них использовать при расчете цены полиса. В чем же особенность французской системы "бонус-малус"? Во-первых, во Франции нет таблицы классов КБМ. За каждый безаварийный период водитель получает 5%-ную скидку, а за аварийный - 25%-ную надбавку, если водитель виновен в ДТП, и 12,5%-ную, если вина признана обоюдной. При этом полис не может стоить меньше 50% и дороже 350% после применения КБМ, отмечает профессор Лемер. Во-вторых, во Франции действуют специальные нормы, поощряющие аккуратных водителей. Так, после двух лет безаварийного вождения страховая премия не может превышать 100% от базовой стоимости полиса. Получается, что два года такой езды уничтожают всю аварийную историю клиента - даже если предыдущие пять лет клиент каждый год становился виновником ДТП. "Защищенная скидка" во Франции тоже есть. Если в течение трех лет подряд водитель ездил без аварий, то одна авария не влияет на его скидку и он вновь спускается на одну тарифную ступень. Второй случай ДТП здесь будет считаться как первый, третий как второй и т. д. КБМ во Франции привязан к истории водителя: при смене автомобиля, а также при смене страховщика эта история сохраняется. Если у водителя в собственности несколько автомобилей, то на каждый из них нужно покупать полис ОСАГО, но все они страхуются по одному и тому же тарифу. Во Франции есть специальный штрафной коэффициент, связанный с грубыми нарушениями правил дорожного движения. Например, если водитель сел за руль нетрезвым или серьезно превысил скорость и был пойман дорожной полицией, за страховку на следующий год он заплатит больше.
Литва У Литвы сравнительно небольшой опыт ОСАГО, этот вид страхования был введен там в 2000 г. - на несколько лет раньше, чем в России. Тарифные факторы, влияющие на расчет стоимости страховки: стаж и возраст водителя, регион использования автомобиля, а также объем его двигателя. Тарифы определяет свободный рынок. Самые аварийные и убыточные машины в Литве - грузовики, поэтому местные страховщики предлагают их владельцам чрезвычайно высокие тарифные ставки, рассказывает экс-директор департамента андеррайтинга компании PZU Lietuva Дарюс Баленис: "Наша компания, например, в свое время повысила тарифы на страхование грузовиков в пять раз". Каждый из 11 страховщиков ОСАГО в Литве применяет КБМ по своему усмотрению, продолжает он. Так, многие компании предоставляют клиентам 5%-ную скидку за каждый год продления договора, а также 5%-ный бонус за безаварийную езду. Баленис говорит, что в Литве, как и в России, в связи с отсутствием единой базы данных страховых компаний раньше почти никто не получал надбавок за аварийную езду, ведь водитель мог безболезненно поменять страховщика. Но в начале 2007 г. заработала общая база Моторного бюро Литвы, которую начали внедрять еще в 2004 г. "Теперь страховщики видят страховую историю водителя - достаточно лишь ввести в компьютер номер машины", - доволен Баленис. Степень успешности подобных проектов зависит от ответственности и порядочности самих страховщиков, резюмирует он.
Россия Принятые прошлой осенью Думой поправки в закон об ОСАГО обещают серьезно осложнить жизнь водителям. Дело в том, что, задумав позволить гражданам сохранять скидку за безаварийную езду при смене автомобиля, депутаты поставили под вопрос саму возможность получить эту скидку. А стоимость страховки оказалась привязана не только к автомобилю, но и к истории всех допущенных к его управлению водителей. Сейчас стоимость полиса ОСАГО зависит от типа транспортного средства, мощности двигателя, региона и числа выплат: за безаварийную езду полагается скидка, за ДТП по вине страхователя - надбавка. Максимальная скидка - за 10 лет без выплат - составляет 50%, а надбавка - 345% за четыре аварии в год. Главный недостаток этой системы - она привязывает стоимость страховки к автомобилю. Из-за этого, например, невозможно получить скидку при смене автомобиля. А владелец нескольких машин должен покупать полис на каждую из них. Депутаты решили исправить это положение, и в ноябре были приняты поправки в закон об ОСАГО. Но проблему поправки не решат, а только усугубят. Ведь депутаты не отвязали КБМ от автомобиля. В результате, чтобы претендовать на скидку при покупке ОСАГО, нужно, чтобы не было страховых случаев ни с автомобилем, ни с одним из допущенных к управлению им водителей - причем на любой машине, а не только на той, на которую приобретается полис. Страховщики не видят здесь никакой проблемы. Общая идея принятых поправок - сохранить историю водителя, аварийную и безаварийную, отмечает Карпицкий из РСА. По его словам, сейчас недобросовестный водитель, у которого были аварии, сможет уйти от надбавки. Но когда появится централизованная система проверки, проходящая сейчас опытную эксплуатацию в пяти страховых компаниях, человек этого сделать не сможет, уверяет Карпицкий. В европейских странах КБМ привязан к конкретному страховому контракту. У нас же решили сделать самую сложную систему: водитель - транспортное средство. Это непросто, но мы будем первопроходцами, оптимистичен Карпицкий. Алексей РОЖКОВ, Татьяна БОЧКАРЕВА, Александр ГУБСКИЙ
Вся пресса за 26 марта 2007 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Тарифы
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
27 декабря 2024 г.
|
|
РИА Новости, 27 декабря 2024 г.
Родственники 17 умерших в аварии Ми-8 в августе на Камчатке получили выплаты СК «Согласие»
|
|
cbr.ru, 27 декабря 2024 г.
Калужане вкладывали деньги в инвестиционное страхование жизни
|
|
РБК.Татарстан, 27 декабря 2024 г.
Убытки из-за погоды: аграрии Татарстана получили 117 млн рублей по страховке
|
|
Финмаркет, 27 декабря 2024 г.
Числа жалоб потребителей на страховщиков в РФ в январе-октябре сократилось на 28%
|
|
Банки.ру, 27 декабря 2024 г.
Какие авто покупают теперь россияне и на какие оформляют страховки: исследование «Авто.ру» и Банки.ру
|
|
Российская газета онлайн, 27 декабря 2024 г.
Катастрофа в Керченском проливе станет прецедентом в морском праве
|
|
NEWS.ru, 27 декабря 2024 г.
Названы самые необычные случаи страховки в России
|
|
Вечерний Барнаул, 27 декабря 2024 г.
71% российских автомобилистов поддерживает информирование об отсутствии полиса ОСАГО с помощью портала «Госуслуги»
|
|
ПРАЙМ, 27 декабря 2024 г.
Группа ПСБ запустила продажи ОСАГО в новых регионах России
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 декабря 2024 г.
Экономические риски остаются на первом месте из-за экстремальных погодных условий в страхах АТР
|
|
Клерк.Ру, 27 декабря 2024 г.
Подписан закон о гарантиях прав граждан при страховании жизни: какие положены выплаты
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 декабря 2024 г.
В 2025 году ожидается стабилизация и рост рынка страхования имущества и ответственности
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 декабря 2024 г.
Ожидается достаточно стабильная ситуация при обновлениях перестрахования с 1 января 2025 года
|
|
Агентство городских новостей Москва, 27 декабря 2024 г.
В НСИС разъяснили порядок учета электромобилей страховщиками
|
|
Бизнес-новости Республики Коми, 27 декабря 2024 г.
Премия по ОСАГО в России снижается, а выплаты растут
|
|
Аргументы и факты-Томск, 27 декабря 2024 г.
Мошенники из Томска и Новосибирска обманули страховщиков на 4,5 млн рублей
|
|
Национальная служба новостей (НСН), 27 декабря 2024 г.
«Заплатят пассажиры»: Перенаправление самолета обходится компаниям в миллион рублей
|
 Остальные материалы за 27 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|